Карен Аванесян (gunslinger_1999) wrote,
Карен Аванесян
gunslinger_1999

Category:

ММКФ-2007: Любовь со словарем, Вива, Путешествие с домашними животными

В этом году московский конкурс неожиданно оказался богат «женскими» фильмами — сделанными женщинами, про женщин, а иногда даже и для женщин. Так что процесс восприятия подобных лент в данном — чисто субъективном — случае, усугубляется тем, что ведется через призму ортодоксального мужского сознания, для которого многое оказалось и скрытым, и слишком ясным.

Открыл женскую программу конкурса фильм Зои Кассаветис «Любовь со словарем», в котром сыграла известная американская актриса инди-лент Паркер Поузи. Для Америки это может быть и инди, но в случае с ММКФ вообще неясно, каким образом птица такого полета залетела в конкурсную программу: каких-либо призовых перспектив это кино не имеет совершенно, с целевой аудиторией маргинальных или обмаргиналенных зрителей не совпадает, так что вызвало только раздражение. Фильм Кассаветис — мимикрирующая под авторского кино стандартная мелодрама, от американских молодежных комедий отличающаяся отсутствием нижепоясного юмора и неголливудским финансированием. «Любовь со словарем» — типично бабское кино в самом бабском смысле этого слова: дама в возрасте за 30 испытывает трудности на любовном фронте: то ей это не то, то ей то не то, а что то — сама не знает. Однако все в корне меняется, когда на одной вечеринке главная героиня встречает прилетевшего ненадолго в США француза. Их роман длится не очень долго, но очень пылко, после чего француз смотал удочки и без зазрения совести рванул в Париж. Девушка в Америке не очень долго маялась, тоже смотала удочки и подорвалась следом, однако, вот уж не задача — адрес по пути посеяла. Несколько дней маялась в поисках любимого и самой себя, а, отчаявшись, купив билеты на самолет и сев на автобус в аэропорт, встретила своего ненаглядного в общественном транспорте.

В кино Кассаветис не действуют законы теории вероятности: оно изначально обречено на хороший конец. Поэтому жили они всю оставшуюся жизнь долго и счастливо, а мы — еле выжили эти полтора часа. Наличие подобного фильма в конкурсе только вызвало массовое недоумение, однако, по итогам голосования зрительских симпатий, итоги которого периодически обновляются в холле кинотеатра «Октябрь», лента Кассаветис занимает почетное второе место. Мягко говоря, подобные результаты просто шокируют: восторг, с которым зрители набросились на замыленный сюжет, не имеет никакх рациональных оснований.

Несколько иная ситуация сложилась с другим фильмом о женщинах — «Виве» Анны Биллер. По жанру это комедия, по стилизации — безупречная, по смыслу — безнадежно глупая. Фильм погружает зрителя в атмосферу США эпохи сексуальной революции. Главная героиня, Барби, поссорилась с мужем перед его отъездом в длительную командировку. Оставшись без строгого надзора со стороны сильного пола, она как-то выходит в город в излишне открытой одежде, с чего начинается ее длительная сексуальная одиссея в поисках любви и взаимопонимания со стороны других мужчин. Барби начинает работать проституткой, посещает места сборища нудистов, массовые оргии, дом моделей: вся атмосфера времени, в которое она погружена, пропитана духом секса и раскрепощенности, и героиня фильма, подобно лакмусовой бумажке, отчетливо проявляет на себе все признаки эпохи.

Мораль всей этой аморальной басни довольно проста: место женщины — быть возле мужчины и хранить домашний очаг. К ее реализации можно было подступить по-разному; Анна Биллер решила максимально несерьезно. И, может быть, именно поэтому ее фильм просто невозможно воспринимать всерьез: как фильм вообще, как произведение искусства, и уж тем более как претендента на какие-то фестивальные призы. Хотя, кто знает, как решит жюри. Готовиться-то, в любом случае, нужно к худшему.

Совершенно по-иному был воспринят фильм российского производства «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой, известной прежде по фильму «Небо. Самолет. Девушка». В центре картины — рассказ о двадцатилетней Наталье, выходице из сиротского приюта, в 16 лет проданной на услужение станционному смотрителю. Отправная точка фабулы — это смерть нелюбимого мужа, в браке с которым героиня не имела понятия о человеческих чувствах. Портрет Натальи подчеркнуто асоциален: общение с супругом ограничивалось выполнением хозяйственных функций в стиле «приди-сделай-подай», никого больше рядом не было, так что спутниками по жизни были корова, коза да собака. Так продолжалось до тех пор, пока она не встретила молодого парня по имени Сергей, знакомство с которым вносит в ее пустую жизнь значительные изменения.

Разворачивающаяся на северных просторах России, вся история имеет вневременный характер, что подчеркнуто даже в мелочах: замкнутых пространства изб и бесконечных далях природы, панорамах холмов и рек, крупных планы лиц, плавном и размеренном движении воды, плывущем небе над головой — киноязык ленты подчеркнуто поэтичен. В подобном антураже история о простой девушке, отрезанной от благостных плодов цивилизации, может трактоваться как притча о чувственном пробуждении человека, который открывает новые грани собственного «Я», познавая любовь к другому.

По итогам рейтингов зрительских симпатий и федерации киноклубов, этот фильм вполне заслуженно значится в списке лидеров. По большому счету, из довольно средних по качеству и уровню лент конкурсной программы работа Сторожевой выделяется на общем фоне, однако лично меня немного раздражает, как сильно фильм перехваливают в киноведческих кругах. У вечером, после премьеры, пошли разговоры о Гран-при и гордости за русское кино. Фильм, который действительно выделяется из конкурсной программы, выделяется все-таки не настолько сильно, как о нем говорят, и подобный черный пиар может сослужить творению Сторожевой не самую добрую службу.

В целом, если говорить о впечатлениях от конкурсной программы, то фильмы либо среднего уровня, либо и того ниже. В этом плане, когда все работы находятся приблизительно на одном уровне, труднее всего будет выявить наиболее достойного звания победителя. Поэтому даже сейчас с уверенностью можно сказать, что решение жюри, каким бы оно ни было, вызовет очень много споров и бесполезных рассуждений.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments