You are viewing gunslinger_1999

Raging Bull's diary
ММКФ-2007: Любовь со словарем, Вива, Путешествие с домашними животными 
1st-Jul-2007 09:38 pm
Де Ниро
В этом году московский конкурс неожиданно оказался богат «женскими» фильмами — сделанными женщинами, про женщин, а иногда даже и для женщин. Так что процесс восприятия подобных лент в данном — чисто субъективном — случае, усугубляется тем, что ведется через призму ортодоксального мужского сознания, для которого многое оказалось и скрытым, и слишком ясным.

Открыл женскую программу конкурса фильм Зои Кассаветис «Любовь со словарем», в котром сыграла известная американская актриса инди-лент Паркер Поузи. Для Америки это может быть и инди, но в случае с ММКФ вообще неясно, каким образом птица такого полета залетела в конкурсную программу: каких-либо призовых перспектив это кино не имеет совершенно, с целевой аудиторией маргинальных или обмаргиналенных зрителей не совпадает, так что вызвало только раздражение. Фильм Кассаветис — мимикрирующая под авторского кино стандартная мелодрама, от американских молодежных комедий отличающаяся отсутствием нижепоясного юмора и неголливудским финансированием. «Любовь со словарем» — типично бабское кино в самом бабском смысле этого слова: дама в возрасте за 30 испытывает трудности на любовном фронте: то ей это не то, то ей то не то, а что то — сама не знает. Однако все в корне меняется, когда на одной вечеринке главная героиня встречает прилетевшего ненадолго в США француза. Их роман длится не очень долго, но очень пылко, после чего француз смотал удочки и без зазрения совести рванул в Париж. Девушка в Америке не очень долго маялась, тоже смотала удочки и подорвалась следом, однако, вот уж не задача — адрес по пути посеяла. Несколько дней маялась в поисках любимого и самой себя, а, отчаявшись, купив билеты на самолет и сев на автобус в аэропорт, встретила своего ненаглядного в общественном транспорте.

В кино Кассаветис не действуют законы теории вероятности: оно изначально обречено на хороший конец. Поэтому жили они всю оставшуюся жизнь долго и счастливо, а мы — еле выжили эти полтора часа. Наличие подобного фильма в конкурсе только вызвало массовое недоумение, однако, по итогам голосования зрительских симпатий, итоги которого периодически обновляются в холле кинотеатра «Октябрь», лента Кассаветис занимает почетное второе место. Мягко говоря, подобные результаты просто шокируют: восторг, с которым зрители набросились на замыленный сюжет, не имеет никакх рациональных оснований.

Несколько иная ситуация сложилась с другим фильмом о женщинах — «Виве» Анны Биллер. По жанру это комедия, по стилизации — безупречная, по смыслу — безнадежно глупая. Фильм погружает зрителя в атмосферу США эпохи сексуальной революции. Главная героиня, Барби, поссорилась с мужем перед его отъездом в длительную командировку. Оставшись без строгого надзора со стороны сильного пола, она как-то выходит в город в излишне открытой одежде, с чего начинается ее длительная сексуальная одиссея в поисках любви и взаимопонимания со стороны других мужчин. Барби начинает работать проституткой, посещает места сборища нудистов, массовые оргии, дом моделей: вся атмосфера времени, в которое она погружена, пропитана духом секса и раскрепощенности, и героиня фильма, подобно лакмусовой бумажке, отчетливо проявляет на себе все признаки эпохи.

Мораль всей этой аморальной басни довольно проста: место женщины — быть возле мужчины и хранить домашний очаг. К ее реализации можно было подступить по-разному; Анна Биллер решила максимально несерьезно. И, может быть, именно поэтому ее фильм просто невозможно воспринимать всерьез: как фильм вообще, как произведение искусства, и уж тем более как претендента на какие-то фестивальные призы. Хотя, кто знает, как решит жюри. Готовиться-то, в любом случае, нужно к худшему.

Совершенно по-иному был воспринят фильм российского производства «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой, известной прежде по фильму «Небо. Самолет. Девушка». В центре картины — рассказ о двадцатилетней Наталье, выходице из сиротского приюта, в 16 лет проданной на услужение станционному смотрителю. Отправная точка фабулы — это смерть нелюбимого мужа, в браке с которым героиня не имела понятия о человеческих чувствах. Портрет Натальи подчеркнуто асоциален: общение с супругом ограничивалось выполнением хозяйственных функций в стиле «приди-сделай-подай», никого больше рядом не было, так что спутниками по жизни были корова, коза да собака. Так продолжалось до тех пор, пока она не встретила молодого парня по имени Сергей, знакомство с которым вносит в ее пустую жизнь значительные изменения.

Разворачивающаяся на северных просторах России, вся история имеет вневременный характер, что подчеркнуто даже в мелочах: замкнутых пространства изб и бесконечных далях природы, панорамах холмов и рек, крупных планы лиц, плавном и размеренном движении воды, плывущем небе над головой — киноязык ленты подчеркнуто поэтичен. В подобном антураже история о простой девушке, отрезанной от благостных плодов цивилизации, может трактоваться как притча о чувственном пробуждении человека, который открывает новые грани собственного «Я», познавая любовь к другому.

По итогам рейтингов зрительских симпатий и федерации киноклубов, этот фильм вполне заслуженно значится в списке лидеров. По большому счету, из довольно средних по качеству и уровню лент конкурсной программы работа Сторожевой выделяется на общем фоне, однако лично меня немного раздражает, как сильно фильм перехваливают в киноведческих кругах. У вечером, после премьеры, пошли разговоры о Гран-при и гордости за русское кино. Фильм, который действительно выделяется из конкурсной программы, выделяется все-таки не настолько сильно, как о нем говорят, и подобный черный пиар может сослужить творению Сторожевой не самую добрую службу.

В целом, если говорить о впечатлениях от конкурсной программы, то фильмы либо среднего уровня, либо и того ниже. В этом плане, когда все работы находятся приблизительно на одном уровне, труднее всего будет выявить наиболее достойного звания победителя. Поэтому даже сейчас с уверенностью можно сказать, что решение жюри, каким бы оно ни было, вызовет очень много споров и бесполезных рассуждений.
Comments 
1st-Jul-2007 03:21 pm (UTC)
Интересно, что, читая про фильм (как вы о нем пишете) "Путешествие..." почему-то подумалось сразу про "Почтальон звонит дважды". Фильмы. конечно, разные, но всплыла ассоциация, подумалось, что вам может быть интересно.
2nd-Jul-2007 03:47 am (UTC)
Ой, я "Почтальон..." с Николсоном и Лэнг чер-те когда смотрел, но общую сюжетную завязку помню хорошо. Да, интересно, что именно вызвало у вас ассоциации?
2nd-Jul-2007 03:05 pm (UTC)
Замкнутость пространства, о котором вы упонимаете, рассказывая о фильме. В "Почтальоне..." героиня тоже дила в некоем замкнутом пространстве маленькой забегаловки в Богом забытом месте.Но там, правда, суть в другом... даму "разбудили" зря, пусть лучше бы "дремала", там такие инстинкты проснулись и неуемный аппетит, что святых выноси... вместе с мужем. И финальная сцена ее смерти... Не знаю, просто ассоциацияч возникла. Фильма-то я не видела, о котором вы говорите, исключительно из ваших слов...
3rd-Jul-2007 06:36 am (UTC)
Ну, в этом плане да, но просто в фильме Сторожевой подход к теме такой лирично-поэтичный, Рафелдсон снимал фильм об оборотной стороне ангельского лица женщины скорее. По-моему, Лэнг гениально воплотила этот образ на экране. Из всех экранизаций и вариаций на подобную тему (Окончательный анализ с Гиром и Бесинджер был еще) мне "Почтальон..." нравится больше всего.
17th-Oct-2008 05:37 am (UTC)
Org Proxy-Connection: close Какая песня Евы Польна вам нравится больше всего и почему.
9th-Oct-2008 04:06 pm (UTC)
Ipse: Это ж надо, какие сложные ассоциации вызвали у Вас видеокамеры в туалете.
16th-Jul-2008 09:16 pm (UTC)
Но мне подумалось, что Вам будет приятнее увидеть маску ситэ.
17th-Oct-2008 03:17 am (UTC)
(ВКУСНО БЛЯ, 3 дня назад мылся, будет как чупа-чупс) конечно будет вкусно, тебе же приятно меня целовать, так ЭТО тоже я.
2nd-Jul-2007 07:00 am (UTC)
Господи, как я рада, что в этом году сделала передышку иникуда ни на что не ходила. это так прятно. всё равно то, что стоит увидеть, можно будет достать где-нибудь
3rd-Jul-2007 06:37 am (UTC)
Большая часть того, что действительно стоит посмотреть, уже куплена прокатчиками: релизы намечены на лето/осень.
3rd-Jul-2007 10:19 am (UTC)
вот и я о том же ))
17th-Oct-2008 03:46 am (UTC)
«Я действительно похож на Гринча тем рождественским утром, когда уже зажжены огни во всех домах.
17th-Oct-2008 05:01 am (UTC)
Но этого все равно было мало. Потом матери сказали, что Анна может отработать долг в постели у начальника.
4th-Jul-2007 04:08 pm (UTC)
А по мне так вы слишком прониклись Вивой, а фильм Зои посмотрели поверхностно... Неужели все так печально в "Любви со словарем"? Мне показалось, фильм неплох...
http://community.livejournal.com/kinoclub/601075.html
А вот "путешествие" Сторожевой очень предсказуемое кино, было понятно, что этот фильм выиграет, но непонятно почему?! ;)
8th-Aug-2008 12:38 pm (UTC)
ммм
This page was loaded Oct 23rd 2014, 5:52 pm GMT.